Ребёнок и иностранный язык. Начинаем изучение с самого раннего возраста

Тема изучения иностранного языка является актуальной. Сейчас не только взрослые люди хотят для себя изучить язык, но и мечтают, чтобы их ребёнок свободно говорил на английском, немецком, французском и любом другом иностранном языке. Что же нужно знать родителям, прежде чем начать обучать ребёнка второму языку?

Первое правило: чем раньше, тем лучше! Самое главное, нужно усвоить, что в голове у каждого есть так называемая речевая матрица, которая отвечает за изучение языков. И эта матрица развивается и максимально функционирует в возрасте от самого рождения и до 5 лет. Действие матрицы можно объяснить следующим алгоритмом: выбор из большого количества окружающих звуков те, которые имеют отношение к речи, разделение их на группы и определение смысла каждого звука, воспроизведение. От рождения и вплоть до 5-летнего возраста язык изучается на слух естественно и легко, даже если обучение происходит сразу на нескольких языках.

Второе правило: постоянные разговоры на иностранном языке. Дети с самого раннего возраста могут запомнить язык лишь на слух. Когда ребёнок маленький, речевая матрица вынуждает его внимательно прислушиваться к взрослым, буквально заглядывать в рот говорящему, тщательно изучать звуки, обращать пристальное внимание на их произношение. А позже малыши начинают всё повторять. По сути, им не важно – повторять на родном языке или на каком-то другом, а может на нескольких сразу.

Отметим, как дети овладевают речью до 5 лет (родным языком и иностранным)

  • Примерно с года ребёнок способен говорить простейшие слова (папа, мама).
  • С 3-летнего возраста дети говорят развёрнуто, предложениями. Есть, конечно, дети, которые до сих пор молчат. Но если ребёнок говорит, а его с раннего возраста обучали языку, то он одинаково хорошо говорит на 2-х языках.
  • До 5 лет малыши почти завершают освоение речи (свободно общаются на языке).
  • После 5 лет речевая матрица кардинально меняет свой принцип работы. И теперь приходится буквально заучивать слова, они не запоминаются и не усваиваются так естественно, как было до того.

Третье правило: язык учится в контексте, а не отдельными словами. Лучший способ овладеть языком – слышать его в обычной естественной речи. Нужно просто, чтобы кто-то свободно общался с ребёнком на иностранном языке. Общение должно протекать так же спокойно, как на родном. Для этого необходимо профессионально владеть разговорным иностранным языком, лучше без акцента (дети отлично усваивают произношение и могут его идеально повторять).

Таким образом, можно сделать вывод, что изучать язык нужно с самого рождения, постоянно разговаривать с малышом на другом языке и не отдельными словами («это ваза, это стул»), а сложными предложениями на любую тему. Начав изучение как можно раньше, ребёнок к школьному возрасту будет свободно разговаривать хоть на 3-х языках.